Главная

Биография

Приказы
директивы

Речи

Переписка

Статьи Воспоминания

Книги

Личная жизнь

Фотографии
плакаты

Рефераты

Смешно о не смешном




Раздел про
Сталина

раздел про Сталина

Застольные разговоры Гитлера

- 26 -

Поэтому не стоит обижаться на венца, приехавшего в Берлин и разочаровавшегося в нем, ибо в памяти у него великолепный облик его родного города. Ему как?то один из венцев даже заявил: Берлин не столица, ибо в культурном отношении Вена гораздо выше и внешне он тоже уступает Вене.
С этим замечанием можно согласиться хотя бы уже потому, что ни в одном другом городе в Германии нет стольких сокровищ культуры, как в Вене. В остальных бывших столицах земель при собирании художественных ценностей все определяла узколобая династическая политика и стремление изучать исключительно историю своей династии. Вена, напротив, - к тому же Габсбурги вплоть до 1805 года чувствовали себя германскими императорами - постоянно интересовалась историей всей империи, то есть историей императоров.
Значение собранных в Вене исторических источников, материалов и тому подобных вещей сегодня еще невозможно оценить, ибо они до сих пор так и не были изучены в полном объеме.
Но даже не будь в ней стольких коллекций художественных ценностей, Вена все равно осталась бы культурным центром, излучающим мощные флюиды. Тот, кто хочет посмотреть хороший спектакль, отправляется в Вену. Те, кто желает изучать изящные искусства, поступают в венские художественные институты. Жители альпийских и дунайских гау привыкли изучать в Вене технические науки, с особым уважением относиться к музеям как тем местам, где можно в полной мере насладиться искусством. Поэтому перед ним необычайно трудная задача - положить конец монопольному положению Вены в области культуры в альпийских и дунайских гау и, во?первых, сделать так, чтобы Линц мог конкурировать с Веной, а во?вторых, реконструировать Грац, чтобы уровень культуры его населения, которое издавна без особого восторга относится к Вене, был на должной высоте.
Одно, конечно, совершенно невозможно создать искусственно: это - необычайное очарование Вены, которое как в прошлые столетия, так и теперь производит совершенно потрясающее впечатление, и возникает чувство, будто стиль "бидермайер" вечен. И это очарование, которое ощущаешь всякий раз, когда идешь по Шенбрунну и другим местам, присуще только ей.
За обедом шеф упомянул, что, согласно поступившим к нему донесениям, так избивать своих единоверцев, как это делает еврейская полиция в гетто, наша полиция не позволяла себе по отношению к нашим партайгеноссен даже в тяжелейший период борьбы. Это выражает истинную сущность, жестокость еврейской души.
Интересно также, что стоит так называемым высоко образованным евреям - врачам, адвокатам и т. д., - много лет занимавшимся своим делом в западноевропейских городах, две недели прожить в гетто, как они тут же проникаются его духом и ходят в кафтанах и тому подобных одеждах. И есть ли лучшее доказательство того, что еврей в конце концов все?таки азиат, а отнюдь не европеец.
Поэтому вся Европа через какое?то время должна быть полностью очищена от евреев. Это необходимо уже потому, что среди евреев есть определенный процент фанатиков, мечтающих возродить еврейство. Поэтому не стоит переселять евреев в Сибирь, ибо при их способности приспосабливаться к любому климату они там только закалятся. Гораздо разумнее было бы - поскольку арабы не желают, чтобы они жили в Палестине - вывезти их в Африку и поместить в такие климатические условия, выдержать которые без ущерба для здоровья не сможет ни один человек с такой выносливостью, как у нас, чтобы их интересы никогда больше не пересекались с интересами европейцев.
Подчеркнув, что в Японии также намерены истребить евреев, обосновавшихся там после открытия торговли с Америкой, шеф заявил, что когда?нибудь еврейство настроит против себя весь мир. Ведь даже в такой стране, как Соединенные Штаты, где оно - образно выражаясь - держится лишь потому, что прибегает ко всевозможным, совершенно немыслимым уловкам, когда?нибудь, когда у него уже иссякнут силы, это заметят и начнут активно бороться с ним. Вот тогда?то с еврейским крючкотворством будет покончено раз и навсегда.


137

30.05.1942, суббота, полдень

Берлин, рейхсканцелярия
За обедом в рейхсканцелярии шеф завел разговор о проблемах искусства. Исходя из того, что искусствоведческий журнал Брукмана сильно уступает журналам, издаваемым профессором Гофманом и министерством пропаганды, он заговорил о скульпторах Кольбе и Климше. Он констатировал, что работы Кольбе, чем старше становился мастер, делались все менее совершенными. Напротив, Климш с годами поднимался в своих работах на все большую и большую высоту.
И не следует упрекать художника за то, что те его работы, которые он выполнил, будучи уже в преклонном возрасте, гораздо менее совершенны, чем его прежние великие творения. Ибо с возрастом ухудшается зрение, а именно у скульптора должен быть очень зоркий глаз. И если скульпторы уже в преклонном возрасте достигают совершенно немыслимых успехов, то это нередко объясняется тем, что ранее они были близорукими и старческая дальнозоркость вернула им нормальное зрение.
Да и вообще, не следует делать каких?либо попреков художникам и артистам и, к примеру, осуждать певца за то, что он в старости уже не может петь так же хорошо, как раньше. И если в картинах Ловиса Коринта, написанных в то время, когда он уже был пожилым человеком, далеко не все безупречно, то именно потому особенно радуют глаз его блистательные юношеские произведения. В остальном же задача разумной культурной политики в том, чтобы своевременно обнаруживать будущие таланты и оказывать им покровительство, чтобы они имели возможность благодаря своим наклонностям создавать шедевры как для современников, так и для будущих поколений.
Желая придать большую убедительность своим словам, Гитлер приказал показать скульптурную группу, изображающую трех женщин и установленную у одного из фонтанов. Ее создатель - скульптор Ульман - долгое время был в Вене никому не известен и лишь благодаря Шпееру начал выставлять свои работы.
Этим важным требованием любой культурной политики венцы, чрезмерно гордившиеся уровнем культуры своего родного города, в последние столетия совершенно внаглую пренебрегали. Так, ухитрились просто?напросто дать умереть с голоду такому гению, как Моцарт. И сочли, что можно похоронить его в общей могиле для бедняков, так что в наши дни никто толком не знает, где, собственно говоря, покоится Моцарт. Точно так же они обрекли бы на голодную смерть Брукнера и Гайдна, если бы те не нашли себе покровителей: один - в Лице епископа Линцского, а другой - в лице князя Эстергази.
Такое отношение венцев к свом гениям в области искусства свидетельствует, что им, как, впрочем, и мюнхенцам, искусство было просто навязано правящими династиями. Но в этом отношении есть все же существенная разница между венцами и мюнхенцами: последние выразили в определенной степени свою признательность выдающимся художникам и музыкантам еще при их жизни; венцы же - только тогда, когда слух об этих художниках и музыкантах уже прошел по всему миру, а сами, вполне возможно, скончались несколько столетий тому назад.
Отсюда нужно сделать следующий вывод и руководствоваться им в нашей деятельности в сфере культурной политики: художников, способных на выдающиеся свершения, нужно своевременно соответствующим образом поощрять. Он поэтому организовал выставку произведений искусства в Доме немецкого искусства не только ради того, чтобы дать великим возможность выставить свои работы, на которые будет взирать весь мир. В гораздо большей степени ее цель - из всех произведений немецких художников найти самые лучшие, чтобы целый ряд искусствоведов добросовестно отобрали из них для выставки, а значит, и на продажу действительно заслуживающие признания работы, и это даже в том случае, если художник пока неизвестен широкой публике.
Одновременно тем самым покупателям произведений искусства, показанных на этой выставке, дается гарантия того, что они действительно получают высококачественные работы. Предложение же усилить состязательность среди художников путем вручения золотых и серебряных медалей с изображением Дома немецкого искусства - его внес профессор Гофман - полностью соответствует этой линии, и поэтому его следует всецело одобрить.
Далее шеф в связи с докладом бургомистра Либеля упомянул, что было бы глупо и неправильно устраивать в вестибюле "Немецкого двора" выступления артистов Нюрнбергского варьете, ибо это помещение сыграло определенную роль в жизни Движения и поэтому люди не должны посещать его с целью посмотреть эстрадные номера. И если есть намерение устроить в "Немецком дворе" театр эстрады и открыть здесь бар, то для этого нужно перестроить старое здание.
И если уж говорить о кафе, то больше всего ему по душе венские кофейни. Ибо венские кафе - это источник покоя, уюта и в них всегда можно получить добрый совет.
В заключение доктор Геббельс вызвал всеобщий смех остроумной репликой, когда, увидев на воротнике мундира посланника Хевеля мокрое пятно - на обед подавали водянистый гороховый суп, заменявший первые и вторые блюда, и он случайно капнул им на воротник, - сказал, что это - жирное пятно, и шепотом попросил, пусть господин Хевель выдаст ему источник.


138

31.05.1942, воскресенье, вечер

"Волчье логово"
Исходя из своего последнего выступления в рейхстаге , шеф в ставке завел разговор о том, по какому принципу в будущем будут подбирать кандидатуры на должности судей. Он заявил, что вся система обучения хранителей права должна быть полностью пересмотрена и в дальнейшем оно должно проводиться в соответствии с национал?социалистской идеологией. Поскольку от судьи особенно требуются основательные знания практической жизни, в будущем эти должности могут занимать те люди, которые уже как?то доказали в жизни свою профессиональную пригодность и, работая в партийных органах, в достаточной степени усвоили наше мировоззрение и методы руководства людьми. Судьей может быть назначен человек не моложе 35 лет.
За ужином шеф завел разговор о совершенно недостойном для монарха поведении Вильгельма II. Он не только позволял себе постоянно оскорблять лиц из своего ближайшего окружения, но и ироническими замечаниями делал своих гостей посмешищем в глазах всех присутствующих. Его неуклюжая фамильярность в общении с другими монархами (похлопывание по плечу и т. п.) также способствовала тому, что многие перестали относиться к рейху с симпатией. Монарх должен сознавать, что в личном общении он обязан вести себя сдержанно и достойно.
Пример Вильгельма II свидетельствует о том, что один?единственный монарх?неудачник может погубить всю династию. И тот, кто хочет творить историю, должен к тому же отдавать себе отчет, что одно?единственное неудавшееся поколение может погубить весь народ.
Позднее шеф завел разговор о своей ставке "Гнездо на скале" , где у него уже утром, слезились глаза. Мебель там, очевидно, настолько протравили специальным составом, словно надеялись тем самым сохранить ее на века.


139

01.06.1942, понедельник

"Волчье логово"
Возвращаясь вчера в ставку, я летел на личном самолете фюрера, очень просторном "фокке?вульфе", обладавшем совершенно необычайной скоростью. Внутри все очень скромно, ни малейшего намека на роскошь. Единственное, что отличало место Гитлера от остальных мест в самолете, - это установленный перед ним письменный стол.
У всех просто великолепное настроение, и это - наилучшее свидетельство наших военных успехов .


02.06.1942, вторник, полдень

"Волчье логово"
За обедом шеф рассказал, что его вчерашний полет в Полтаву - обсуждение ситуации на фронте с генерал?фельдмаршалом фон Боком , главнокомандующим группой армий "Юг" , - заставил его несколько пересмотреть свои расовые воззрения.
В Полтаве он видел столько голубоглазых и светловолосых женщин, что даже подумал - вспомнив фотографии норвежек или даже голландок, представленные ему вместе с прошениями о женитьбе, - а не следует ли, вместо того чтобы говорить о проблеме "распространения северного типа", поднять вопрос о необходимости "распространить южный тип" в наших североевропейских государствах.


140



02.06.1942, вторник, вечер

"Волчье логово"
Вечером Гитлер завел разговор о появившихся в русской прессе публикациях по поводу битвы под Харьковом и, кроме того, о зимнем наступлении. Русские пытаются скрыть свои поражения разного рода теориями, подобно тому как любой неудачник выдумывает всякие глупые теории, чтобы оправдать себя. Он вспоминает о появившейся у нас в годы первой мировой войны после битвы под Верденом теории войны на износ. Такие выражения всегда служат лишь доказательством того, что не хватает мужества прервать акцию, продолжение которой не сулит больше успеха.
Далее шеф упомянул, что Советы сами навредили себе тем, что, уделив все внимание армии, развалили экономику и систему обеспечения населения продовольствием внутри страны. Ни в коем случае нельзя так ставить вопрос: я забочусь только об армии и все, что происходит внутри страны, меня не интересует. Ибо порядки внутри страны могут разложить армию.
Переходя к нашей военной промышленности, нужно подчеркнуть, что мы обязаны найти правильное соотношение между производительностью труда, которой мы ожидаем от рабочего, и ограничением его потребностей в продовольствии. Он стоит на той точке зрения, что лучше, если рабочий трудится вместо 14 только 8 часов и остальное время отдыхает, а мы привлечем для работы в три смены на наших заводах, производящих вооружение, военнопленных, которых так или иначе надо кормить.
После ужина шеф вступил в оживленную дискуссию с адмиралом Кранке относительно основных принципов производства транспортных средств.
Исходя из тезиса о том, что природа уже все сделала и самое разумное - это следовать ее законам, он сперва указал на то, как движется велосипед, и сравнил это с движениями пешехода. Если, когда едешь на велосипеде, представить себе, что у него нет шинных ободов и нужно только следить за спицами, то выяснится, что он движется по тому же принципу, что и человек.
В отношении воздухоплавания тоже действует принцип: правильно лишь то, что соответствует происходящим в природе процессам. Поэтому "цеппелин" был сконструирован совершенно неверно. То, что принцип, положенный в основу его конструкции - "быть легче воздуха", - неверен, доказывает уже тот факт, что в отличие от рыб ни у одной птицы нет плавательного пузыря, так распорядилась природа. Он поэтому решительнейшим образом отказывается летать на "цеппелине", а в самолете он не боится даже самых страшных гроз и бурь.
Перейдя к проблеме кораблестроения, шеф заявил, что если бы природа признала правильной современную конструкцию кораблей, то у рыб было бы нечто вроде рулевого устройства на хвосте, позволяющего им двигаться вперед, а не плавники на боках. И голова у них была бы заостренной, а не более или менее каплевидной формы. Поэтому вряд ли можно отнести к числу достижений нашего "Христианского судоходства" то, что оно, приступив к строительству кораблей класса "Нельсон" , которые до сих пор являются наиболее распространенным типом наших кораблей, отказалось от всякого их сходства с рыбами и претворило в жизнь принцип "спереди острый, сзади широкий". Именно в кораблестроении особенно необходимо имитировать форму падающей капли как наиболее естественную и, сделав более широким острый нос корабля, снизить на этом участке давление на столько?то и столько?то процентов.
В наши дни даже на примере лопаты видно, что заостренный спереди конец - далеко не идеальное решение проблемы.
Если уже сама конструкция корабля не отвечает законам природы, стоит ли удивляться тому, что и корабельные двигатели в отличие от аналогичных органов у рыб находятся на корме. При этом помещенные в задней части корпуса корабельные винты вызывают лишь движение воды в противоположном направлении; из?за этого здесь образуется безвоздушное пространство, которое снижает скорость корабля, чему способствует также скопление воды в носовой части. В природе же все наоборот: спереди - движение воды в противоположном направлении, то есть безвоздушное пространство с его силой притяжения, а сзади - скопление воды, которое обеспечивает толчки, то есть с силой двигает вперед. Именно таким образом и плавает рыба, с помощью плавников и жабр создавая движение воды в нужном для себя направлении. Можно лишь приветствовать то, что по крайней мере в самолетостроении поняли этот естественный принцип и поместили пропеллер спереди, чтобы он своими оборотами создавал движение воздуха и тем самым двигал самолет вперед.
Тот факт, что принципы, которыми руководствуются в кораблестроении при разработке общей конструкции корабля и его двигателей, уже устарели, по его мнению, сейчас уже нельзя больше отрицать. Ибо при строительстве военных кораблей видно, что увеличение тоннажа и мощности двигателей не дает желаемого эффекта. Если линкор водоизмещением 45 000 тонн и с мощностью двигателей 136 000 лошадиных сил сделает 30 узлов, а вдвое меньший его авианосец с мощностью двигателей 200 000 лошадиных сил - только 35 узлов, то здесь сделан неверный расчет. Ибо невозможно, даже просто неэкономично и бесхозяйственно, что увеличение мощности двигателя у корабля, тоннаж которого вдвое меньше тоннажа линкора, увеличило его скорость лишь на 5 узлов по сравнению со скоростью линкора. Следует ожидать, что компетентные лица в руководстве военно?морскими силами в конце концов согласятся с тем, что методы кораблестроения устарели.
Если мы в самолетостроении продвинулись гораздо дальше, чем в кораблестроении, и добились большего увеличения скорости по сравнению с самолетами, построенными в прежние годы, исключительно путем изменения формы корпуса, то это заслуга профессора Юнкерса, который, тщательнейше изучив законы аэродинамики, а значит, законы природы, нашел возможность для увеличения скорости.
Поэтому совершенно непонятна позиция руководства военно?морских сил, которые объявляют идиотами изобретателей, подобно Фултону и Расселу, открывающих новые пути, только лишь потому, что тем самым будет произведена революция в судоходстве. Он поэтому распорядился начать строительство корабля Заксена с мотором в носовой части и провести его испытания. Он также позаботился о том, чтобы не забыли поместить моторы с пропеллерами сбоку и проверить их работу, ибо у рыб плавники также с боков, а это, бесспорно, обеспечивает маневренность, позволяющую даже делать повороты на месте.
В своих размышлениях на эту тему он руководствовался тем выводом, что именно в области техники в тех случаях, когда человек не может больше двигаться вперед, особенно необходимы новые изобретения, открывающие новые пути. Вспомним о микроскопе; ведь наступил такой момент, когда увеличение числа линз уже ничего не давало, ибо они при таком большом количестве поглощали свет. И здесь с этого момента также стало необходимо изобрести нечто новое и тем самым указать новый путь. К сожалению, безумно тяжело пробивать такие изобретения, ибо лишь немногие обладают настолько широкой душой, то есть имеют достаточно сил, чтобы признать новые идеи и дезавуировать дело всей своей жизни - да еще, возможно, ради совершенно постороннего человека.
Какие потрясения вызвала во всей общественной жизни замена геоцентрической системы мира Птолемея учением Коперника! Рухнула система мира, на которой основывалось все церковное вероучение. Открыто встать на сторону Коперника - это требовало от каждого в свое время огромного мужества и самоотверженности. Ибо церковь, защищая свои позиции, не щадила никого. И вполне понятно почему, ибо, чем более ограниченно мыслит человек или организация, тем труднее для них признать свои ошибки и тем самым новыми выводами поколебать собственные духовные основы.
Поэтому судьба изобретателей на протяжении всей истории, как правило, всегда одинакова. Даже когда некий почтмейстер сделал эпохальное открытие, доказав, что с помощью пара можно передвигаться по рельсам, то в свое время все почтмейстеры, то есть специалисты, подняли его на смех . Трагичность судьбы изобретателя - в том, что он нарушает устоявшийся порядок вещей, создающий у большинства людей видимость чего?то неизменного. К тому же изобретатель сперва всегда создает беспорядок. Поэтому самое благоприятное время для изобретений - это война, поскольку в самой ее природе заложено стремление делать все как можно быстрее. В самолетостроении за три с половиной года войны был достигнут гораздо больший прогресс, чем за 30 мирных лет. Достаточно вспомнить, что в 1906 году была издана инструкция, согласно которой самолет может представлять собой некую ценность лишь в том случае, если его скорость достигнет 40 километров в час.


141

03.06.1942, среда, вечер

"Волчье логово"
За ужином министр Шпеер представил шефу карты маршрутов перевозки картофеля по железным дорогам. Из них следовало, что если проследить за тем, как шло развитие в этой области начиная с 1913 года, то выяснится, что транспортировка картофеля то туда, то сюда по Германии с каждым разом организовывалась все более и более неразумно - точно так же, как до недавнего времени перевозка пива (например, мюнхенское пиво везли в Дортмунд, а дортмундское - в Мюнхен).
При нашей нехватке товарных вагонов, заявил шеф, не остается ничего другого, кроме как тщательно осматривать каждый вагон, проверяя содержимое и выясняя пункт назначения. Транспорт - это тоже такая система, организация которой со временем становится неразумной и в транспортных артериях происходит нарушение кровообращения.
Нет никакого сомнения в том, что через какое?то время любая организация или учреждение стареет. По мере продвижения по рельсам бурной обыденной жизни все становится неразумным, ломается, образуются шлаки, ржавчина и т. д.
За ужином шеф заметил: просто достойно удивления, насколько в древности умели приспосабливать технику к нуждам войны.
Ганнибал никогда бы не смог одержать такие победы без своих слонов, а Александр Великий - без своих боевых колесниц , кавалерии и луков своих лучников.
В войне лучшим, то есть победителем, оказывается тот, кто сумел полностью овладеть современными техническими средствами - причем не только нападения, но также транспорта и снабжения.
Или - или: или солдат, или техник - такого на войне просто быть не может. И поэтому стратегия хороша лишь в том случае, когда обеспечивает максимальное использование техники.
Как сообщил шефу адмирал Кранке, тоннаж потопленных британских кораблей достиг уже такой цифры, что англичане начали страдать от недостаточного ввоза в страну продовольствия и вынуждены ограничить количество продуктов, выдаваемых по карточкам. Для обеспечения своего импорта Англии требуются корабли общим тоннажем 11 миллионов тонн, между тем как тоннаж имеющихся в ее распоряжении кораблей составляет только 9 миллионов брутто?регистровых тонн.
Шеф заметил в связи с этим, что военные заводы США не в состоянии в достаточной степени компенсировать своей продукцией эти потери кораблей . Ибо лишь благодаря тому, что он с помощью национал?социалистского движения сумел внушить немецкому народу приверженность идеалам, ему удалось после прихода к власти включить в процесс общественного производства 7 миллионов безработных , и полиции оказались в дальнейшем ненужными ее резиновые дубинки.
Напротив, 13 миллионов безработных в США - это источник постоянных осложнений для правительства США, мешающих ему проводить работу в области вооружений, ибо они чувствуют себя пролетариатом, который олицетворяет собой новое сословие.


142

04.06.1942, четверг

"Волчье логово"
Битва за Харьков закончилась. Гитлер без особого подъема выслушал сводный отчет ОКВ.


04.06.1942, четверг, вечер

"Волчье логово"
В связи с удавшимся покушением на обергруппенфюрера СС Гейдриха шеф заявил за ужином, что раз и навсегда распорядился о том, чтобы те лица, жизнь которых в особой степени подвергается опасности, непременно придерживались режима обеспечения безопасности.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41

    Rambler's Top100       Рейтинг@Mail.ru