Главная

Биография

Приказы
директивы

Речи

Переписка

Статьи Воспоминания

Книги

Личная жизнь

Фотографии
плакаты

Рефераты

Смешно о не смешном




Раздел про
Сталина

раздел про Сталина

Бисмарк, Отто-Битва за Атлантику

Бисмарк, Отто - Битва за Атлантику



Бисмарк, Отто
     (Bismarck), (1815-1898), государственный деятель Германии, один из самых реакционных депутатов прусского ландтага. В период Третьего рейха Гитлер в пропагандистских целях широко использовал идеи Бисмарка о милитаризации Германии.


"Бисмарк"
     Самый мощный линкор Германии во время 2-й мировой войны. Вступил в строй в 1940. Водоизмещение 53 тыс. т, скорость хода 30 узлов, экипаж 1600 человек. Вооружение: 8 381-мм, 12 150-мм, 16 105-мм, 16 37-мм орудий и 4 самолета. Чтобы нарушить коммуникации англо-американских союзников, немецкое командование в мае 1941 решило направить в Атлантический океан (операция "Рейнюбург") 3 линкора, в т. ч. "Бисмарк", 1 тяжелый крейсер и 7 судов обеспечения (5 танкеров и 2 судна снабжения). 18 мая 1941 "Бисмарк" и тяжелый крейсер "Принц Эйген" вышли из Гдыни. 21 и 23 мая англичанам удалось обнаружить их.

 
    Для перехвата "Бисмарка" стали стягиваться крупные силы английских ВМС. Утром 24 мая на выходе из Датского пролива в результате боя с английским отрядом (линкор "Принц Уэльсский", линейный крейсер "Худ" и 6 эсминцев) немцам удалось потопить "Худ" и уйти от преследования. Вечером 24 мая немецкий крейсер "Принц Эйген" направился к Азорским островам, а "Бисмарк" пошел в Брест. В полночь "Бисмарк" был обнаружен и атакован 9 самолетами-торпедоносцами с авианосца "Викториес", получил повреждение от торпеды, но к утру 25 мая оторвался от преследования. 26 мая вновь был обнаружен с воздуха и в результате атаки самолетов с авианосца "Арч Ройял" и эсминцев получил новые повреждения, снизившие скорость его хода до 14 узлов. Вскоре "Бисмарк" был настигнут главными силами английского флота. В завязавшемся бою по "Бисмарку" было выпущено около 1 тыс. снарядов крупного и среднего калибра и большое количество торпед. В результате многочисленных попаданий в 10 ч 36 мин 27 мая 1941 "Бисмарк" перевернулся и затонул в 450 милях к юго-западу от Бреста. Потопление "Бисмарка" вынудило немецкое командование отказаться от дальнейшего применения крупных боевых кораблей для борьбы на коммуникациях в Атлантике, что высвободило значительные силы флота Великобритании.


Битва за Англию
     Под таким названием вошло в историю 2-й мировой войны воздушное сражение над Британскими островами в августе 1940 - мае 1941. Летом 1940 Гитлер с целью обезопасить тыл для предстоящей войны против СССР пытался заключить мир с Великобританией, но успеха не достиг. Тогда 16 июля Гитлер отдал директиву №16 о подготовке операции "Морской лев" против Англии, а 1 августа директиву №17 о проведении широкой воздушной войны против Англии, имея цель уничтожить английскую авиацию, разрушить экономику, терроризировать население и вынудить Великобританию к капитуляции. Для этого было выделено 3 воздушных флота: 3-й (генерал-полковника Г. Шперле, на сев.-зап. Франции), 2-й (генерал-полковника А. Кессельринга, на сев.-вост. Франции) и 5-й (генерал-полковника Г. Штумпфа, в Норвегии), в состав которых входило 2800 самолетов, в т. ч. 1600 бомбардировщиков.

 
    Англия для воздушного прикрытия страны располагала 4 авиагруппами под общим командованием маршала авиации Даудинга (704 самолета, в т. ч. 620 истребителей, и 289 в резерве); вдоль побережья располагалась сеть радиолокационных установок, обеспечивавших систему ПВО (80 радиолокаторов). 12 и 13 августа 1940 немецкая авиация произвела первые массированные налеты на английские аэродромы (13 августа 1485 самолето-вылетов против 727 у англичан); 15 августа было 1786 самолето-вылетов (против 975 у англичан). В этих воздушных боях выявилось превосходство английской авиации. Ущерб от бомбардировок был сравнительно невелик, а потери немцев составили 75 самолетов (против 34 у англичан). С 24 августа по 6 сентября немецкая авиация совершала в среднем по 1000 самолето- вылетов в день, нанося удары главным образом по английским аэродромам. С 7 сентября она развернула бомбардировки крупных городов Англии и прежде всего Лондона (особенно сильным был налет 15 сентября). Английская ПВО оказывала упорное сопротивление: с августа по октябрь 1940 было сбито 1103 немецких самолета (англичане потеряли 642 самолета). В ноябре немецкая авиация перенесла главный удар на периферийные города и порты Англии (Бирмингем, Саутгемптон, Ливерпуль, Бристоль, Плимут). В ночь на 15 ноября был почти полностью уничтожен город Ковентри. В дальнейшем налеты стали слабее, за исключением отдельных (например, налет 685 самолетов 17 апреля 1941 на Лондон). В 1940 германская авиация сбросила на Англию около 37 тыс. т бомб и в 1941 (главным образом до мая) около 22 тыс. т. За год (с июня 1940 по июнь 1941) в результате налетов было убито свыше 43 тыс. человек и тяжело ранено около 51 тыс. Ряд городов был сильно разрушен. Однако главная цель - вывести Великобританию из войны - достигнута не была, т. к. английский народ проявил мужество и волю к сопротивлению. Немецкие ВВС понесли тяжелые потери. Немаловажное значение имело то, что немецкое командование в условиях подготовки войны против СССР не могло бросить все силы авиации против Великобритании.


Битва за Атлантику
     Борьба США и Великобритании с нацистской Германией за коммуникации в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях во время 2-й мировой войны. Термин "Битва за Атлантику" впервые официально употребил Уинстон Черчилль в речи 6 марта 1941 в связи с резко возросшими потерями английского торгового флота. Коммуникации в Атлантике имели жизненно важное значение для США и Великобритании, которые не могли вести длительную войну на Европейском театре военных действий без крупных океанских перевозок, поэтому одной из главных задач для них было достижение господства в Атлантике. Для гитлеровской Германии, особенно после нападения на Советский Союз, Атлантика была второстепенным театром, на который она не могла выделить значительных сил и средств. Главная цель Германии в этом регионе заключалась в подрыве экономики Великобритании и США путем нарушения океанских перевозок союзников. Для этого она использовала подводные лодки, часть авиации и надводных кораблей. Однако стремление Германии уничтожить как можно больше транспортных судов противника, без учета характера перевозимых грузов, приводило к тому, что германские силы действовали в основном на слабо охраняемых коммуникациях союзников. В то же время жизненно важные и потому сильно охраняемые коммуникации оставались в безопасности. Поэтому Германии хотя и удалось в ходе войны потопить в Атлантике значительное количество транспортов, но, в конечном итоге, нанести существенный ущерб военно- экономическому потенциалу Великобритании и США она не смогла.

 
     Борьба на коммуникациях в Атлантике прошла через 3 основных периода, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.
     (сентябрь 1939 - июнь 1941) характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию. В результате было потоплено транспортов и боевых кораблей (союзников и нейтральных стран) общим водоизмещением 7,6 млн. т. Из них на долю подводных лодок пришлось 53,4 %, авиации - 18,7 %, надводных кораблей - около 12 % , мин - 11,8 %, по неизвестным причинам - 4,1 %. Германия за это время потеряла 43 подводных лодки.
     (июль 1941 - март 1943) характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника. К концу периода против 100-130 немецких подводных лодок, находившихся в океане, действовало около 3 тыс. кораблей и 2700 самолетов союзников. Хотя на отдельных этапах этого периода немцам удавалось топить значительное количество транспортов (в 1942 - 7,8 млн. т), относительная эффективность немецких подводных лодок (в расчете на 1 действующую лодку в море) снизилась в 3-4 раза по сравнению с 1-м периодом. За время 2-го периода союзные и нейтральные страны потеряли транспортов и боевых кораблей общим водоизмещением около 10 млн. т, из них 80 % от подводных лодок. За это же время германский флот потерял 155 подводных лодок.
     (апрель 1943 - май 1945) отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти. За 25 месяцев Германия потопила суда союзников общим водоизмещением 3 млн. т (из них от подводных лодок 73 %), потеряв при этом свыше 600 подводных лодок, в среднем по 19 лодок в месяц, в то время как в 1-й период среднемесячные потери составляли менее 2 лодок.
     Потери судов союзных и нейтральных стран за всю войну от Германии составили около 21 млн. т водоизмещения, из них от подводных лодок - 68,1 %, авиации - 13,4 %, мин - 6,5 %, надводных кораблей - 7,2 % и по неизвестным причинам - 4,8 %. ВМС Германии потеряли свыше 800 подводных лодок.
     Библ.: "Большая стратегия", пер. с англ. Т. 2-3, 5-6. М., 1958-67; Морисон С.Э. Битва за Атлантику выиграна. Май 1943 - май 1945. Пер. с англ. М., 1959; Роскилл С. Флот и война. Пер. с англ. Т. 1-3. М., 1967-74; Дёниц К. Немецкие подводные лодки во второй мировой войне. Пер. с нем. М., 1964.


    Rambler's Top100       Рейтинг@Mail.ru