Главная

Биография

Приказы
директивы

Речи

Переписка

Статьи Воспоминания

Книги

Личная жизнь

Фотографии
плакаты

Рефераты

Смешно о не смешном




Раздел про
Сталина

раздел про Сталина

Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl)

Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl)

Триумф и Воля Рифеншталь

Столетие Лени Рифеншталь, прославившейся в 30-е годы пропагандистскими фильмами о Гитлере и нацизме "Триумф воли" и "Олимпия", - это не праздник, но это, несомненно, событие, к тому же знаменательное. Ее считают живой легендой национал-социалистической эпохи. Ее ко всему прочему воспринимают как живой урок (или укор?), но не царям и диктаторам, а мастерам культуры. Ей было достаточно двух фильмов, чтобы навек, а может быть, и на веки веков покрыть себя неувядаемым позором. Впрочем, как знать... Навеки ли?

Не от хорошей жизни

Подводный мир в фильме, снятом Лени Рифеншталь, - мир совершенных форм, естественных норм, мир, где нет политики и нет морали, мир чистой эстетики и бездонной глубины. Туда она нырнула почти полвека назад. Ей было немногим за 70, когда она овладела навыками подводного плавания.

Навыками документальной съемки Рифеншталь овладела много

раньше, в 30-е годы. И тоже как бы вынужденно, не от хорошей жизни. Начинала она свою карьеру как танцовщица и киноактриса. Слыла первой красавицей немецкого кинематографа. Имела шумный успех в фильмах "Голубой свет" и "Священная гора". Впоследствии могла бы соперничать с Марлен Дитрих, другой прославленной звездой немецкого и мирового кинематографа. Но травма положила конец ее актерской карьере. Своим художественным склонностям она нашла применение в области документального кинематографа. Притом настолько успешное, что это заметил сам фюрер. Именно он доверил молодой документалистке, Лени Рифеншталь, право запечатлеть на пленку всемирно-историческое значение (с точки зрения самого Гитлера и его соратников) нацистского съезда в Нюренберге.

Она могла бы удовлетвориться сухой хроникой, но сотворила величественную и до сих пор впечатляющую поэму о национал-социалистическом движении и его харизматическом вожде. Через два года во славу того же движения Рифеншталь создала "Олимпию", в основу которой был положен уже не партийный съезд, а спортивная Олимпиада, прошедшая в предвоенной Германии.

После войны ее судили. Она провела несколько лет в тюрьме. По освобождении сделала все, чтобы отрешиться от прошлого и от политики. Она покинула Европу и поселилась в Судане, где с помощью фотокамеры фиксировала нравы и обычаи племени нубийцев.

В ХХI веке автор "Триумфа воли" вынырнула с фильмом, снятым под темной водой бытия Индийского океана. Это тоже по-своему

величественное произведение.

"Триумф воли" был фильмом о коричневой бездне. Этот, "Впечатления под водой", - о бездне голубой.

Что меняется от перемены цвета...

Журналисты, охочие до острых метафор, увидели в этом факте ее желание "отмыться" от преследующей ее славы первого кинорежиссера в Третьем рейхе.

Может, так это и выглядит со стороны. Может, нам хотелось бы, чтобы это выглядело именно так.

От нее все эти годы ждали покаяния, но не дождались. Она отреклась от Гитлера и от националистической идеологии гитлеризма, но не отреклась от своих фильмов о Гитлере и о нацизме.

Год назад Лени Рифеншталь посетила Россию в качестве гостя питерского фестиваля документального кино. "Известия" опубликовали фрагменты из беседы с Лени Рифеншталь проживающего в Германии российского историка Марка Кушнирова. Напомню прозвучавший там ее раздраженный ответ на вопрос об отношении сегодня к фашизму: "Чего хотят от меня эти журналисты? Какого раскаяния? Я осуждаю нацизм. Почему мне не верят? Почему все время задают одни и те же вопросы? Почему меня снова и снова пытаются подвергнуть "денацификации"? И разве можно предъявлять художнику такое обвинение - политическая безответственность? А как насчет тех, кто снимал во времена Сталина? Эйзенштейн, Пудовкин... Если художник целиком отдается своей художественной задаче и добивается успеха, он вообще перестает быть политиком. Надо судить его по законам искусства".

И хотелось бы судить создания художника по законам эстетики, но не получается. Политику с искусством связывает такая липкая материя, как мораль.

Эйзенштейн с Пудовкиным - неудачные примеры. В том смысле, что они не работают на мысль Рифеншталь. Особенно неудачный пример - Эйзенштейн. Он-то как раз бросил вызов диктатору во второй и третьей сериях "Ивана Грозного". Прожил, правда, немного - вдвое меньше своей почти ровесницы.

Советский опыт показателен во многих отношениях. Здесь судьбы талантливых художников складывались по-разному в деталях и подробностях. Но доминировало два варианта. В первом - художник братался с режимом и его идеологией, служил у него золотой рыбкой на посылках и скоропостижно кончался как художник. А во втором - восставал, и все оборачивалось его безвременной физической смертью.

В порядке самооправдания

Но судьба, личная биография художника - это одна история, а судьба его искусства - история совсем другая.

Столетняя женщина, которой когда-то целовали ручки Гитлер и Геббельс, а ныне ныряющая с цифровой видеокамерой на глубину несколько десятков метров и затем монтирующая фильм, который еще станет достопримечательностью многочисленных международных кинофестивалей, - это самоценный, самодовлеющий аттракцион. Это, если угодно, и есть триумф воли к жизни. Триумф воли над рутиной морали и человечности.

Это, если угодно, сюжет для бессчетного количества повестей, романов, сценических композиций и фильмов. У нас в стране идет о Лени спектакль. Голливуд вроде бы собрался снять о ней фильм с Джоди Фостер. И всякий раз наверняка будет перед героиней стоять вопрос: было или не было? То есть вопрос о личной вине.

Примечательно, как Лени сумела оправдаться перед собой. Еще раз напомним публикацию "Известий" годичной давности.

"...Она (Лени Рифеншталь. - Авт.) никогда не была в партии, никогда не была политиком и вообще не стремилась делать политические фильмы. "Триумф воли" был создан по личной и настоятельной просьбе фюрера - как можно было отказаться? Тем более что он обещал избавить ее в дальнейшем от подобных заданий. Она не инсценировала съезд - это делали другие. Она просто хотела снять происходящее как можно выразительней, как можно зрелищней.

...Она искала связи между ракурсами, между светотенями. Искала созвучие и контрапункты, как если бы творила музыкальную композицию. Ее увлекала тема вождя и народа - это и было главным. И потом, разве на съезде говорилось о евреях или о войне? Говорилось о возрождении нации, о всеобщем согласии, о сбывшихся надеждах людей на работу и мирную жизнь. Если и был в фильме какой-то политический энтузиазм, то именно такой. Наконец-то в стране мир!

...Личная ответственность? За что? Девяносто процентов нации было охвачено воодушевлением. Исчезла безработица, исчезла преступность, исчезли раздоры... Да, после разгрома Франции она послала Гитлеру личную телеграмму, исполненную восхищения и благодарности, но это было продиктовано радостью от того, что грядет мир, что война кончена. Вся страна радовалась миру, звонили колокола...

...Хрустальная ночь?.. Она узнала о ней, когда плыла на пароходе в Америку. Это было в газетах. Но она не поверила.

...Лагеря смерти?.. Но о них она ничего не знала.

...Или ей надо раскаяться в дружеских отношениях с Гитлером? Но это сейчас о нем легко и просто судить, когда все стало явным. А тогда все было не так просто.

...Часто она говорила, что предсказала свою судьбу в одной из ранних своих и лучших картин "Голубой свет". Героиня картины (Лени Рифеншталь сама играла эту роль), одинокая и травимая всеми девушка, мечтает найти "голубой кристалл" - залог удачи и счастья. Она находит его, но вскоре теряет, ибо он разбивается. Так же, говорила Лени, разбилась и моя вера в Гитлера. К сожалению, слишком поздно. Но разве можно было знать обо всем заранее?

...За что же отвечать?"

Видимо, за свое великое искусство. За то, что послужила золотой рыбкой на посылках у Гитлера и волшебной дудочкой для крысолова. За то, что увлекла массы трудящихся за фюрером. Ведь кого-то она воодушевила своим фильмом. За то, наконец, что кто-то дудочкой под названием "Триумф воли" сможет снова воспользоваться.

Гитлер - голубая мечта Лени - мертв. А его идеология жива. Она проявляет чудеса витальности. Пожалуй, еще большей, чем столетняя Лени Рифеншталь.

У этой идеологии сегодня нет собственной территории, своего государства. Она нынче по преимуществу явление общественное, расползшееся по всему миру. В том и ужас.

И ужас еще вот в чем. Сколь бы долго ни жила Лени (пусть она проживет еще сто лет), но те ее первые два фильма все равно ее переживут. Такова волшебная сила искусства. В том числе и проклятого.

 

Воля к триумфу

Лени Рифеншталь - одна из самых противоречивых фигур не только в истории кинематографа, но и в истории XX века. Она сняла по личному заказу Гитлера шедевры фашистской кинопропаганды - "Триумф воли" и "Олимпию", создала в своих фильмах образец фашистской эстетики. Но после войны на все упреки отвечала, что ничего не знала о преступлениях фашистского режима и просто снимала кино. Публичный показ ее "Триумфа воли" на кинофестивале в Санкт-Петербурге в 2001 году вызвал бурю общественного негодования, зато саму Лени журналисты встречали как героиню и выстраивались в очередь, чтобы взять интервью у человека, дружившего с Гитлером. Каждое публичное появление Лени Рифеншталь вызывало серьезнейшую дискуссию о взаимоотношениях художника и власти.

В начале 30-х годов прошлого века Лени Рифеншталь была известна в Германии как танцовщица и актриса. Ее первые фильмы - "Буря над Монбланом" и "Священная гора" - были успешны. Однако после травмы, положившей конец актерству, она начала заниматься кинорежиссурой - и в ней тоже добилась признания.

В числе поклонников очень красивой и бесспорно талантливой Рифеншталь оказался и Адольф Гитлер, предложивший ей снять для национал-социалистов несколько пропагандистских фильмов. Так появилась картина "Триумф воли", посвященная съезду партии и выступлению Адольфа Гитлера в Нюрнберге в 1934 году. Несмотря на то что талант Рифеншталь служил на благо одного из самых кровавых диктаторов ХХ века, "Триумф воли" был признан лучшим образцом пропагандистского фильма, когда-либо снятого в мире. Лучшим фильмом о спорте многие считают снятую Рифеншталь "Олимпию", рассказывающую об Олимпийских играх 1936 года, проходивших в Берлине. Спортсмены в нем были прекрасны, как греческие боги.

После окончания Второй мировой войны Лени Рифеншталь была приговорена к четырем годам тюрьмы. Но у этой женщины, обладавшей фантастической волей и жизнестойкостью, хватило мужества начать жизнь сначала. Выйдя на свободу, Рифеншталь уехала в Судан, где снимала повседневную жизнь незатронутых цивилизацией африканских племен. Потом научилась нырять с аквалангом и занялась подводной съемкой. К собственному столетию она сняла 45-минутный документальный фильм о подводной жизни в Индийском океане, вышедший на экраны 22 августа 2002 года.

Лени Рифеншталь умерла в Баварии, так публично и не раскаявшись в том, что работала на самую бесчеловечную идеологию, которую знал ХХ век, и во всю мощь своего таланта воспевала один из самых чудовищных режимов.

 

Валькирия кинокамеры

Лени и философский камень

Рифеншталь была тем художником, о котором мечтает любой правитель. У нас, во всяком случае, такого не было. Сама Лени уподобляла себя Эйзенштейну, который тоже якобы творил при Сталине. Но она или лукавила, или заблуждалась. Эйзенштейн показал такого царя в "Иване Грозном", что Сталин предпочел закрыть фильм. А Лени, как маг с философским камнем, превращала в золото все, к чему прикасалась. Скучные партийные речи и толстых партбонз она явила миру как воинов Валгаллы. Это сейчас мы знаем о Гитлере почти все. Поэтому смотрим кадры из "Триумфа и воли" со смесью отвращения и восхищения. В тридцатые годы фильм был откровением. Самое интересное, что он не призывал ни к войне, ни к насилию. Он был призван показать могущество партии, созданной фюрером. В титрах так и говорилось: "Создан по распоряжению фюрера в честь двадцатилетия начала мировой войны, 16-летия начала германских страданий и 19 месяцев после начала германского возрождения. 1934 год. Партийный съезд".

Лени и кубок олимпийского огня

Вторым прославившим ее фильмом стала "Олимпия" (1936 год). Картина была посвящена Берлинской олимпиаде. В этом году права на "Олимпию" купил Международный Олимпийский комитет. Президент МОКа Жак Рогге заявил, что фильм Рифеншталь -- самая выдающаяся лента в истории Олимпийских игр. К этому заданию она подошла еще более ответственно, чем к "Триумфу". Несколько месяцев натаскивала своих операторов на берегу Балтийского моря -- разучивала с ними каждое движение спортсменов, чтобы потом снимать четко и филигранно. Она заставила вырыть ямы на поле прямо под планкой, через которую прыгали прыгуны с шестом. В яме лежал оператор и снизу снимал прыгунов в парении. В воздух поднимались воздушные шары с маленькими камерами, чтобы снять стадион с высоты птичьего полета. Операторы разъезжали на роликах, поспевая за спортсменами. Когда снимали прыгунов в воду, камеру погружали в бассейн. Все это было необычно для тогдашнего кинематографа. Гитлер задумал "Олимпию" как свидетельство триумфа немецкой команды. И, действительно, в первые дни победа сопутствовала арийцам. Но потом четыре золотые медали завоевал чернокожий легкоатлет Джесси Оуэнс, и Лени сделала его своим героем. Черное тело парило в воздухе, как большая черная птица. Гитлер был возмущен, но он понимал, сколько очков получит как политик в связи с этим фильмом. Кстати, и "Триумф воли", и "Олимпия" удостоились множества международных наград и сразу были зачислены в классику.

Лени и тайная комната

Мы никогда не узнаем, была ли она любовницей Гитлера, как утверждают многие.

Также никогда не прояснится, действительно ли Лени ничего не знала о зверствах нацистов. Снимала цыган в массовке на фильме "Долина" и даже не подозревала, что статисты доставлены из концлагеря. "Вы поймите, -- убежденно говорит она сегодня, -- тогда, в тридцатые, немцы поверили Гитлеру, потому что он обещал вывести страну из нищеты и безработицы. И я тоже поверила, ведь я была обыкновенной немкой". Она рассказывает, как Геббельс валялся в ее ногах и умолял стать его любовницей. Высокая красавица подняла его, крохотного, скрюченного, и вытолкала на лестничную площадку с возгласом: "Ступайте, доктор, вы сумасшедший!" И Геббельс возненавидел ее, строил всяческие козни. Было так? Иначе? Кто знает. Еще Лени утверждает, что вовсе не рвалась творить "Триумф воли": за право снимать съезд НСДАП боролись партийные кинохроникеры. Но Гитлер якобы сказал: "Я хочу, чтобы снимал художник, а не партийный функционер", и Лени поняла, что, отказавшись, наживет себе кучу неприятностей. Плюс ко всему после фильма ее возненавидели коллеги по цеху. За что? За талант и за то, что она получила карт-бланш от фюрера.

Откуда она взялась

Она родилась в Берлине 22 августа 1902 года. Отец был коммерсант с желчным характером. Набрасывался на тихую мать и поносил ее, если она недосолила суп или перекрахмалила белье. С отцом у Лени были стычки, и она часто говорила подругам, что в этом мире лучше рождаться мужчиной. Красивая девушка занималась танцами в духе Айседоры Дункан, пока не повредила ногу. Как-то она стояла в берлинской подземке и ждала поезд, чтобы ехать к врачу. Ее внимание привлекла афиша фильма "Гора судьбы". Очень эффектная, с потрясающими горными видами. Лени раскрыла рот и пропустила поезд. Она написала режиссеру, Арнольду Фанку, чтобы он посмотрел ее, она хотела сниматься. И стала актрисой -- на несколько лет. У нее не было страха высоты, а в кино в то время не было дублеров. И она сама лазала по скалам, танцевала на камнях босиком так, что ноги стирались в кровь. Лени была знакома с Джозефом фон Штернбергом, и он предлагал сделать из нее звезду, такую же, какую он в то время лепил из Марлен Дитрих. Но Рифеншталь отказалась. Марлен жутко ревновала ее к Штернбергу и как-то на одной из репетиций с истинно немецким юмором приспустила штаны и показала Лени голый зад. "Марлен, не будь свиньей!" -- взревел Штернберг. В общем, Лени решила снимать сама. Позиция зависимой актрисы ее не устраивала, к тому же режиссеры, плененные ее внешностью, пытались затянуть ее в болото любовных отношений. И тут совпали два судьбоносных события. Какое из них случилось раньше, так до конца и не ясно. Лени шла по улице и увидела выступление фюрера на митинге. Она была околдована его харизмой и написала Гитлеру письмо. А тот как раз посмотрел фильм, поставленный Лени, под названием "Голубой свет" (1932 год) и был совершенно очарован романтической исполнительницей главной роли и одновременно режиссером. Так пути их сошлись.

Сказочница

Почему на зрителей так действовали ее картины, ведь официально они числились хроникальными? Сама Лени никогда так не думала. Каждую картину она заранее готовила как постановочную и расписывала каждый кадр. Сплав документальных кадров с фантазией режиссера рождал такие образы: на фоне неба и облаков явственно проступает лицо фюрера; тень его самолета падает на толпу; машина фюрера едет сквозь ряды зрителей, но ее не видно, и кажется, что он плывет сквозь массы людей ("Триумф воли"). Все это сопровождалось музыкой Вагнера. Не удивительно, что после войны фильм запретили, сила воздействия его была достаточно велика.

Русский след

Пару лет назад Рифеншталь приезжала в Санкт-Петербург, где ей вручили медаль "За неоценимый вклад в мировое кино". Питерская интеллигенция разделилась на два лагеря. Одни были против приезда Лени в бывший блокадный город, другие считали, что художник выше политики. Это было не первое столкновение Лени с русской действительностью и русскими людьми. Ее первой учительницей танцев была русская эмигрантка Евгения Эдуардова, известная петербургская танцовщица. А когда вышел фильм "Олимпия", поздравительное письмо Рифеншталь написал Сталин. Вероятно, он лелеял мечту, что и о его времени снимут такой же добротный и волнующий фильм. И он тоже обожал античный стиль. Имперский дух был ему сладостен и приятен.

Два года назад Лени летела на -- опять же -- российского производства вертолете. И рухнула с высоты 15 метров на африканскую землю. Все находившиеся в вертолете получили тяжелые травмы, а она -- переломы ребер, которые ей в ее возрасте тоже дорого обошлись. Но она выжила на удивление врачам.

Лени -- узник имиджа

В 1938 году Рифеншталь повезла "Олимпию" в США. Пока она плыла, в Германии случилась Хрустальная ночь. В Америке ее встретил бойкот киностудий и прессы. Пришлось возвращаться назад. Единственный, кто встретился с ней, был Уолт Дисней, за что и на его долю перепало общественного негодования.

Сразу после войны Лени Рифеншталь пыталась перебраться из Германии к мужу в Австрию, но ее арестовали, как пособницу режима, и несколько лет она провела в заключении. Потом лечилась от депрессии в психиатрической клинике. На ее творческую деятельность был наложен запрет, все киноматериалы у нее изъяли. На много лет ей пришлось затаиться в Мюнхене. Лени жила в мансарде вместе с матерью.

...В прошлом году к столетию Лени Рифеншталь в Боннском доме истории открылась выставка, посвященная ее творчеству. И целый ряд общественных деятелей Германии выступил против этой выставки. Они направили письмо министру культуры Германии Кристине Вайс, в котором возмущались вниманием, оказанным "этой пособнице нацистского режима". Лени засекретила свой телефон, а адреса ее нет ни в одном справочнике.

Лени и орден Феникса

Она, несомненно, принадлежит к этому ордену. Столько раз она возрождалась из пепла, когда любой другой человек на ее месте просто бы умер. Когда ей официально запретили заниматься творчеством, она уехала в Судан и на свой страх и риск снимала там фильм о нубийцах. Материал ее не удовлетворил, и она сделала фотоальбом о красоте черного тела, который снова разжег скандал вокруг ее имени. В том, что она снимала негров, усмотрели нацистскую подоплеку.

В начале семидесятых, переправив дату рождения (с 1902 на 1922), вместе с бойфрендом-дайвером Хорстом стала погружаться в глубины океана. Бойфренд, кстати, моложе ее на сорок лет. И вот в семьдесят два года ей открылась новая бесшумная стихия. У нее с Хорстом был небольшой домик на Мальдивах, и с 1974 по 2000 год она совершила более 2000 погружений. Год назад -- в сто лет -- она сдала свой очередной фильм о тайнах Индийского океана. Называется "Впечатления под водой". Те, кто видел его, говорят, зрелище -- красоты неописуемой. В воде она не чувствовала боли, которая все время пронизывает ее искалеченное тело. На суше у нее тоже было чем заняться. Когда становится невмоготу, ложится в постель и, обложенная грелками, дремлет часа два. Потом встает и снова садится к компьютеру.

Столетие она отмечала с размахом. В отель на берегу Штарнбергерзее было приглашено более ста гостей, подавали копченую рыбу, утку в трюфельном соусе и шампанское. К гостям Лени Рифеншталь вышла в платье со смелым разрезом.

 

Жизнь Лени Рифеншталь как история эмансипации

Накануне стало известно, что в Германии в возрасте 101 года скончалась Лени Рифеншталь, которую называли любимым режиссером Гитлера. Легендарная женщина умерла в понедельник вечером во сне в своем особняке в городе Пекинг на берегу Штарнбергского озера в Баварии. У нее просто остановилось сердце.

Рифеншталь прежде всего известна своим знаменитым фильмом "Триумф воли" о митинге нацистской партии в Нюрнберге в 1934 году. Ее называли певцом нацизма. Она против этого активно сопротивлялась всю жизнь, говоря, что решала только творческие задачи.

Интервью с биографом Рифеншталь Райнером Ротером публикует в среду Der Tagesspiegel (перевод на сайте Inopressa.ru). В Рифеншталь Райнер Ротер написал, что у нее был "переизбыток воли". Уже в детстве она поклялась "никогда в жизни не выпускать из рук руля".

"Рифеншталь в двадцатые-тридцатые годы, когда женщине было нелегко достичь успеха вне ее традиционных ролей, заслужила мировую славу. В мужской компании у режиссера Арнольда Франка она, как предписывала ей ее роль, взбиралась на вершину высотой в 2000 метров и, к тому же, иногда крутила ручку камеры, - для этого нужна сила воли. Рифеншталь была честолюбивой еще тогда, когда это качество считалось в женщине неприемлемым. Ее отец хотел, чтобы она работала у него на фирме секретаршей. Ей пришлось ему доказывать, что она способна на большее", - рассказал биограф.

По мнению Ротера, Рифеншталь, которая до самого конца настаивала на том, что ее фильмы, пропагандирующие нацизм, не являются политическими, в политических категориях не размышляла. Но она не могла не понимать политической ситуации, так как слишком много общалась с первыми лицами третьего рейха, чтобы не понимать, что происходит на самом деле.

Как и многие другие немцы, она считала, что ее руки не запачканы, но свою выгоду она однако имела. Она дистанцировалась от Гитлера лишь незадолго до конца войны. Гитлер был для нее инстанцией, на которую она могла ссылаться, чтобы получать на свои фильмы столько денег, сколько ей хотелось. Между диктатором и режиссером было взаимовыгодное сотрудничество, говорит биограф.

Когда началась война, Рифеншталь стала свидетельницей бойни, устроенной в Польше. После этого - так она утверждала позднее - она смотрела на режим другими глазами. Однако она умалчивала о том, что надев форму, она с "особой командой Рифеншталь" отправилась на фронт, чтобы снять поход Гитлера. В Конске она видела, как солдаты вермахта уничтожают польских евреев. Она, по сведениям Ройтера, даже высказала свой протест генералу Райхенау, командующему армии, и прекратила работу над своим фильмом.

Для фильма "Низина" Рифеншталь мобилизовала все свои контакты, чтобы создать идеальные условия для съемок. Этот фильм стал одним из самых дорогих кинопроектов третьего рейха.

"Лени Рифеншталь переживет по меньшей мере ее олимпийский фильм, который высветил уровень ее творческих возможностей. Она входит в число лучших режиссеров ХХ столетия. Но я не считаю, что когда-нибудь это искусство можно будет рассматривать вне его пропагандистского контекста", - отметил биограф Лени Рифеншталь.

 

на 102-м году жизни умерла Лени Рифеншталь - любимый режиссер Гитлера

В Германии в возрасте 101 года скончалась Лени Рифеншталь, передает AFP со ссылкой на немецкое издание Die Bunte. Лени умерла в понедельник вечером во сне в своем особняке в городе Пекинг на берегу Штарнбергского озера в Баварии. У нее остановилось сердце, сообщил давний компаньон Рифеншталь Хорст Кеттнер.

Рифеншталь приобрела известность, как любимый кинорежиссер Адольфа Гитлера, сняв знаменитый фильм "Триумф воли" о митинге нацистской партии в Нюрнберге в 1934 году. Ее называли певцом нацизма, и после войны она попала в неофициальные "черные списки".

Лени Рифеншталь родилась в 1902 году в Берлине. Сначала занималась танцами и театром, а в начале 30-х годов увлеклась кинорежиссурой. Среди поклонников ее творчества оказался и Адольф Гитлер. Ее первые фильмы - "Голубой свет" и "Священная гора" - наделали много шума.

Весной 1932 года Гитлер попросил Рифеншталь снять несколько пропагандистских фильмов. Именно так появилась кинокартина "Триумф воли" о митинге нацистской партии в Нюрнберге в 1934 году. После этого Рифеншталь проводила съемки Олимпийских игр в Берлине в 1936 году.

Сама Лени Рифеншталь недавно заявила: "Снимая "Триумф воли", я всего лишь реализовала собственные художественные задачи сделать фильм, который не был бы только глупой кинохроникой. Я очень страдала от нападок на меня. Снова и снова люди обижали меня".

Однако в обеих работах Лени Гитлер предстал сильной личностью, харизматическим лидером, которого обожает народ. Некоторые кадры "Олимпии" все-таки свидетельствуют о том, что Рифеншталь не была "карманным" режиссером фюрера. В картине показан блистательный чернокожий атлет Джесс Оуэнс, чье безусловное превосходство противоречило арийской теории нацизма.

Она всегда отвергала слухи о том, что являлась членом нацистской партии и говорила только о смеси наивности и страстном желании снять хороший фильм. После окончания Второй мировой войны она дважды представала перед судом и дважды была оправдана. Однако за причастность к нацистской пропаганде Лени была приговорена к 4 годам лишения свободы.

После войны Рифеншталь увлеклась фотографией, а в возрасте 71 года занялась нырянием с аквалангом, чтобы делать подводные съемки. В 70 лет она одна прошла почти через всю Африку, чтобы сфотографировать исчезающие африканские племена.

К своему столетию в прошлом году Лени сняла новый фильм - 45-минутную документальную ленту, рассказывающую о подводной жизни в Индийском океане. Для съемок фильма в период между 1974 и 2000 годами Рифеншталь предприняла более 2 тыс. погружений под воду, чтобы запечатлеть на пленку редких рыб и растений.

Несмотря на свой возраст и серьезные травмы, полученные 25 лет назад при катании на лыжах, Рифеншталь до последнего времени продолжала активно заниматься своим хобби - дайвингом. Чтобы инструктор в школе подводного плавания выдал ей аттестат на право пользования аквалангом, Лени подделала свидетельство о рождении, уменьшив свой возраст на 20 лет.

"Только под водой я по-настоящему счастлива, - говорила Рифеншталь. - Боль уходит, и я становлюсь другим человеком. Даже акулы не могут остановить меня".

 

Пять жизней Лени Рифеншталь

22 апреля редакция журнала "КИНОСЦЕНАРИИ" и "ДОМ НАЩОКИНА" открывают фотовыставку, посвященную жизни и творчеству ЛЕНИ РИФЕНШТАЛЬ.
Имя Лени Рифеншталь (1902-2003) уже около 70 лет вызывает самое противоречивое отношение во всем мире. За свою долгую жизнь одна из самых ярких представительниц минувшего столетия вполне узнала и ненависть, и поклонение. Прекрасная танцовщица с характерной арийской внешностью, талантливая актриса (в определенный момент она была даже соперницей Марлен Дитрих на экране), культовый режиссер-документалист (ее фильм "Олимпия" об Олимпийских играх, проходивших в Германии в 1936 году, входит в десятку лучших документальных фильмов всех времен), непревзойденный фотограф, уникальный мастер подводных съемок (удостоверение аквалангиста она получила в возрасте 70 лет, войдя в Книгу рекордов Гиннесса). Ретроспективные показы фильмов Лени Рифеншталь и выставки ее фоторабот имели огромный успех во многих странах мира. За свои знаменитые фильмы "Триумф воли" (1934) и "Олимпия" (1938) она была вынуждена оправдываться всю жизнь.
"Из-за фильма "Триумф воли" я пережила 50 судебных процессов, 2 года провела в психиатрической клинике. Меня обвиняли в том, что я своим фильмом фактически помогла нацистам прийти к власти в Германии. Но я никогда не занималась политикой. Я всю свою жизнь принадлежала искусству. Во всем, что я делала, в том числе и в своих фильмах, я стремилась найти интересный поворот, создать незабываемый художественный образ. Я не политик, я - художник."
Лени - необыкновенно сильная и цельная личность. Она всегда остается такой же независимой, бесстрашной и гордой, как ее героини из "горных" фильмов. Несгибаемая воля и неиссякаемый интерес к жизни помогли ей стать победительницей всех превратностей судьбы. На каждый поворот судьбы, на каждый ее взлет, на каждую ее возможность она отвечает самым достойным образом - новым творческим лицом.
Лени Рифеншталь начинала свой творческий путь, беря уроки пантомимы и классического балета, затем выступая и хореографом собственной сценической программы. В Праге, во время выступления, она повреждает себе колено, и ей приходится сделать паузу в работе.
Фильм "Гора судьбы" (1924) Арнольда Фанка определяет новый поворот в ее судьбе. Юная красавица понравилась режиссеру Арнольду Фанку, широко известного постановками "горных" фильмов. Действие фильмов проходило высоко в горах, и, уже вскоре Лени Рифеншталь без страховки карабкалась по скалам и горным вершинам. Однажды вместо обещанных снежных хлопьев ("Белый ад Пиц-Палю", 1929) ее накрыла настоящая снежная лавина. Проходив несколько недель в синяках, она была готова завоевывать новые пространства. Вскоре она увлеклась режиссурой. Фильм "Голубой свет", который она сняла в 1932 году, имел большой успех в Европе и США. Кроме того, Лени приобретает всемирную известность как единственная женщина, одновременно выступающая как продюсер, режиссер и исполнительница главной роли. Работает Лени исключительно на натуре.
"…И я сыграла эту девушку Юнту, которую все считали колдуньей, и получилось, что я сыграла саму себя. Юнту любили и ненавидили. Со мной было то же самое - меня любили и ненавидили. Юнта потеряла свой идеал в мерцании кристалла - и точно так же я потеряла свои идеалы в конце той ужасной войны. Этим фильмом я действительно предсказала свою судьбу".
В масштабном фильме "SOS, айсберг" 1933 года Лени Рифеншталь сыграла бесстрашную полярную летчицу. Сверхчеловек, покоряющий горные вершины, возносящийся над массами, - это именно тот образ, которым так восхищался Гитлер. Именно таким он и хотел стать.
В свою очередь Лени 1932 году слышит выступление Гитлера в Берлинском Дворце спорта. Его экспрессия (недаром фюрер превыше всего ставил ораторское искусство) и слова произвели на нее столь сильное впечатление, что она написала ему письмо, за которым последовала их встреча. По настоянию фюрера она снимает неудачный на ее взгляд документальный фильм "Победа веры". И когда Гитлер предлагает и настаивает, чтобы именно она сняла очередной документальный фильм о нюрнбергском съезде нацистской партии, Лени сначала отказывается, но, потом все же соглашается, решив реализовать себя в непривычном для нее жанре документального фильма.
Лени и ее группа эксперементировала с новыми техниками съемки и искала необычные ракурсы (впервые стали использоваться движущиеся камеры, операторы снимали на роликовых коньках), многие из ее приемов стали широко использоваться в документалистике. Режиссер не старалась воспроизвести хронологическую последовательность событий, ее целью было передать атмосферу, настроение, внутренний ритм происходящего, создание выразительного художественного образа. Сама Рифеншталь в партии никогда не состояла. В 1937 за "Триумф воли" Лени получила на кинофестивале в Париже золотую медаль.
"В то время мы считали, что одним из посланий был мир. Эта мысль проходит через весь фильм. Другие политические цели не упоминаются. Там нет ни слова об антисемитизме или расовой теории. Единственное послание "Триумфа воли" - это работа и мир. Поэтому я никогда не считала, что сделала что-то плохое. Будь этот фильм вредным, французы никогда не дали бы ему золотую медаль за два года до начала войны. …До войны ему дали все международные премии…Но после войны его запретили, потому что сочли за пропаганду. Мне доставались лишь оплеухи."
В 1935 году профессор доктор Карл Дием и Международный олимпийский комитет предложили Лени снять фильм об XI Олимпийских играх, которые должны были впервые состояться в Германии в 1936 году. Вначале Лени колеблется, поскольку не хочет больше снимать документальное кино, но потом ее увлекает идея художественно и достоверно передать в фильме красоту спортивных состязаний. Невзирая на возражения спортивных функционеров, по настоянию Лени на стадионе вырыли шесть ям, из которых были сняты уникальные кадры, в том числе и на фоне неба. На тренировках спортсмены прикрепляли к себе маленькие камеры в металлических корзинах и сами же их включали. Чтобы скрыть шум от работы камер, операторы придумали специальные звукопоглощающие чехлы. Для съемок движущейся камерой были проложены дорожки и рельсы, например, вокруг сетки, отгораживающей метателей молотов. Большинство событий снималось в момент их свершения, и лишь некоторые впоследствии инсценировались. Самые трудные сцены, такие как состязание пловцов на финише, фиксировались во время тренировок и впоследствии монтировались с оригинальной фонограммой выступлений. На протяжении двух лет Лени отсматривает, систематизирует, режет и клеит пленку. Из 200 часов исходного материала Лени монтирует двухсерийную картину. Во время монтажа ее посещает Геббельс, он требует убрать кадры выступлений чернокожих спортсменов и победителя многих соревнований Джесси Оуэнса. Лени отказывается, как впоследствии отказывалась по требованию французских прокатчиков убрать некоторые кадры с Гитлером: подобные требования нарушали ее авторское видение.
Премьера обеих серий "Олимпии" - "Праздник народов" и "Праздник красоты" - состоялась 20 апреля, в день рождения Гитлера, во дворце УФА "Ам Цоо" в Берлине. Затем Лени с успехом демонстрирует свой фильм в Вене, Грасе, Париже, Брюсселе, Копенгагене, Стокгольме, Хельсинки, Осло, Венеции, Риме и Бухаресте. Затем Лени отправляется в Америку.
По возвращении в Европу в феврале она выступает в Париже с докладом на тему "Считать ли кино искусством?", где утверждает, что основными критериями оценки художественного фильма являются качество изображения и способ передачи движения.
В сентябре 1939 года Лени Рифеншталь и отправилась в Польшу качестве военного репортера снимать еженедельную кинохронику. На другой день после своего приезда Лени наблюдает расправу над мирными жителями, которую немецкие солдаты устраивают на похоронах своих товарищей, убитых днем раньше польскими партизанами. Лени в ужасе прекращает свою деятельность военного репортера. Лени возвращается в Германию и приступает к съемкам "Низины" (игрового кино, где она исполнила роль цыганки Марты) - фильма, который она закончит монтировать по причине войны и арестов к 1954-му году.
После Второй мировой войны Лени лишилась возможности снимать фильмы в родной стране.
Однажды, бессонной ночью 1955 года, она прочитала от корки до корки "Зеленые холмы Африки" Эрнеста Хемингуэя, и к утру ее охватило непреодолимое желание побывать там во что бы то ни стало. Черный континент рисовался ей царством свободы, где можно стать счастливой, как Хемингуэй.
В 1956 Лени решается одна ехать в Африку. К этому времени ей уже исполнилось 54 года. Она мечтает снять документальный фильм об Африке, но ее преследуют неприятности с отснятым материалом.
"В 1962 году я открыла племя Нуба. Племя едва насчитывает 10 тысяч человек, но это отдельная лингвистическая общность, совершенно отрезанная от внешнего мира и защищенная от влияния цивилизации. Это были самые счастливые люди, которых я когда-либо встречала. Их смех невольно располагал к ним, и они смеялись беспрестанно. Они были добры, у них не было дурных мыслей, и они не знали ни краж, ни убийств. Они жили в абсолютной гармонии с природой. Я называю их "людьми с другой планеты". Они приняли меня в свою среду и любили меня так же сильно, как я любила их. Я выучила их язык, и то время, которое я провела с ними, - самые счастливые дни в моей жизни."



    Rambler's Top100       Рейтинг@Mail.ru